Народные промыслы |
Городецкая роспись (роспись темперными красками) |
Городецкая роспись, развивавшаяся во второй половине прошлого столетия в деревнях по реке Узоле, украшала не только прялочные донца. Мастера этого района изготавливали и расписывали короба-мочесники, детскую резную игрушку — коней, птиц, упряжки. В росписи использовали яркие локальные тона красного, зеленого, желтого, черного цвета. Для росписи характерны цветной фон и особые колористические и графически-живописные приемы письма. Традиционная городецкая роспись клеевыми красками восстановлена в последние годы. Приемы росписи. Процесс городецкой росписи распадается на несколько этапов: окраска цветных фонов, нанесение основных частей рисунка с помощью припороха, нанесение крупной кистью подмалевка основных цветовых пятен, нанесение мелкими кистями оттенков или моделировка форм штриховкой и, наконец, разживка мотивов белилами или другими цветовыми тонами. Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию. Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного городецкого цветка — фантастической розы-купавки, бутонов. В городецкой росписи существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Для их выполнения используют не только кисть, но и всевозможные тычки, торцовая часть которых дает фактурную пунктирную спиральку или ровный кружок, сплошь залитый цветом. Применение таких простых приемов и последующие поиски новых их разновидностей значительно обогатят роспись.
Урало-сибирская роспись На Урале и в Западной Сибири распространена одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. Ей свойственна особая техника мазка, так называемый разбел, когда белильная оживка, моделирующая форму изображения, выполняется одновременно с цветной прокладкой, за один прием. Белила берут на край кисти, предварительно обмакнутой в жидкую краску. Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае, шли по контуру мотива. Благодаря этому получается живописный переход от цвета к белилам, от цветной середины к белому контуру, а не всегда сгармонированные тона росписи смягчаются, что способствует объединению цветовой гаммы росписи. В урало-сибирской росписи применяют небольшое количество цветов, причем большая роль отводится цветному фону. Он позволяет достигать звучности росписи при относительно небольшой яркости отдельных красок. Этому же способствует композиционный прием, когда живописное поле обрамляют другим, контрастным цветом, например, оранжево-красный — кобальтово-синим, голубовато-зеленый — киноварно-красным и т.п. Мотивы росписи — фантастичные алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья. Реже встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных. Если птицы написаны профессионально, в одном стиле с растительными мотивами, то человек и животные нарисованы схематично, явно неумелой рукой. Размеры изображений различны: только основной элемент — ягодка — может быть от 1 до 4 см, цветок — от 3 до 14 см. Существует определенное соотношение отдельных элементов: ягодка составляет четвертую часть диаметра цветка, лист —половину. Последовательное нанесение цветовых пятен, от крупного к мелким, дает возможность в случае ошибки при первоначальном расчете, увеличивая или уменьшая последующие элементы, достигнуть указанного соотношения, а это придает вещи цельность. Приписки и травки в урало-сибирской росписи играют меньшую роль по сравнению с росписями Поволжья. Но и здесь черные приписки и цветные травки объединяют мотивы в компактный букет, плотную веточку. Вместе с тем они разбивают замкнутость отдельных форм, связывают их с фоном, увеличивая узорность последнего, усилив впечатление орнаментальности всей композиции. Наряду с этим особая фактура масляных красок с их пастозным мазком, со следами кисти на равномерно закрытом фоне, густой неразбавленный цвет, радостный колорит придают урало-сибирским росписям оригинальный характер, отличающий их от других русских кистевых росписей. Окунув куколку-тампон в порошок, растирают им ложку — сначала выемку ложки, потом ее тыльную часть и, наконец, ручку, черенок. После полудки изделие приобретает совершенно фантастический вид: оно как металлическое сверкает стальным блеском. В таком виде ложка поступает на роспись. Самый простой способ росписи состоит из двух операций — нанесения штампиком семи черных звездочек на лунку и тыльную часть и последующего нанесения кистью красной скобочки в серединку венка. Затем на краю ложки с внутренней и внешней стороны делают каемочку ширино'й около 0,5 см. Для этого, обмакнув середину небольшого куска ткани в краску, захватывают ее пальцами так, чтобы большой и указательный пальцы при движении по краю ложки оставляли на ее кромках ровную полосу. Обычно отводку каемки начинают от черенка и ведут по часовой стрелке. После легкой просушки ложки сушат в шкафу при 30—35°С в течение 6—7 часов. Когда ложки высохнут, окраивают концы ручек и подсушивают 2—3 часа. Для закрепления нанесенного рисунка его покрывают °2—4 раза олифой, после первого и второго покрытия сушат 2—3 часа при 22—28°С, потом при 35—40°С 3—-4 часа. В заключение ложки покрывают масляным лаком и сушат при температуре 22— 28°С. Закалка — ответственная операция, показывающая, насколько правильно была произведена отделка. Ложки помещают на 15—30 минут в шкаф с температурой 100—120°С. Опыт показывает, что лучшие результаты получаются при температуре 70—80° и большем времени закалки. Когда ложки приобретут равномерный золотистый цвет, закалку заканчивают. После охлаждения до комнатной температуры ложки для выравнивания цвета подогревают и выдерживают при 50—60° в течение 6—7 часов. |
Хохломская роспись
Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать к столу салат, в хохломскую чашку положить горячую, с пылу, с жару, рассыпчатую кашу, и ничего не сделается с деревянным изделием, не сойдет с него лак, не повредится краска. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие хитростями изготовления столь прочной окраски, попадая в силу разных обстоятельств в другие места, основывали там новые центры народного художественного производства, изготавливая крашеные или, как тогда называли, лакированные, лаковые изделия, и они всегда пользовались популярностью среди местных жителей. Так, в XVIII в. одним из таких наиболее крупных центров русской народной живописи стал горнозаводский Урал, в частности Нижний Тагил, где благодаря потомственному умению переселившегося с Поволжья живописца Андрея Худоярова был разработан и широко применялся особый, тагильский лак, который за удивительную прозрачность назвали хрустальным. Этим лаком покрывали преимущественно металлические изделия «с живописью», т. е. подносы, свадебные сундуки, шкатулки, короба, бураки, на которых художники писали сложные сюжетные композиции. Вряд ли такой лак мог появиться на Урале, если бы не было его предшественника в Поволжье. Этот же лак уральские мастера использовали в отделке традиционных русских деревянных изделий — чашек, мисок, а также новых, ставших типичными для местного быта предметов, как расписные сечки для рубки капусты или расписные вальки для выколачивания, т. е. стирки, белья. Следует заметить, что эти вещи у жителей горнозаводских поселков стали особыми подарочными предметами, какими в русской деревне всегда были прялки. В Зауралье, в глухих лесных селениях между Пышмой и Исетью, в XIX в. появился токарный и красильный промысел. Изделия зауральских мастеров — чаши и солоницы, поставки и миски — приобрели известность в Сибири. Большие их партии продавались на сибирских ярмарках, где они не уступали хохломским. Однако искусство кистевой росписи, развивавшееся в коренном поволжском промысле, было неповторимо. Роспись в новых крестьянских центрах не могла с ней долго соперничать. И не случайно, что эти небольшие очаги народного ремесла прекратили свое существование, а искусство поволжской хохломы живет и развивается.
Подготовка Сушка белой ложки, т. е. только что сделанного полуфабриката, производится при температуре 22—28° в течение 3—4 дней. После этого влажность древесины достигает очень небольшой величины (6—8% ). Если влажность окажется больше, то роспись будет недоброкачественной, с пузырьками, разрывами лаковой поверхности. Просушенные ложки шпаклюют по старинке, вапом или специальными шпатлевками. Вап, мелкозернистая отмученная глина, разводится в воде до густоты очень мутной воды. Туда добавляют 25—50% мела. В раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают ею ложку. После просушки операцию повторяют. Окончательная сушка длится 6—8 часов. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. Грунтуют ложки маслом. Полотняной тканью, свернутой комком и намоченной в льняном масле, смазывают ложку. Кладут ее на доску и через 40—50 минут обтирают лоскутом, снимая излишки масла. Сушка после грунтовки производится в сушильном шкафу при 40—50° в течение 4—6 часов. Высушенные ложки охлаждают до комнатной температуры, после чего с их поверхности снимают приставшие нитки, удаляют шероховатости, производя своеобразную шлифовку. Следующий ответственный процесс — олифовка, или многократное покрытие ложки олифой. Окунув пальцы правой руки в миску с олифой и обтерев их о левую руку, равномерно размазывают ее по ладоням. Затем берут ложку и большими пальцами промазывают лунку, а остальными — тыльную часть ложки, протирая ее так, как делают при мытье. После сушки в течение 2—3 часов при температуре 22—25°, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще полностью не высохла, ложки олифят второй раз, взяв олифы побольше, пожирнее. Если древесина, как например осина, впитывает много масла, то процесс повторяют трижды, если впитывает мало, то достаточно двух раз. Когда вся поверхность ложки приобретет равномерный блеск, ее можно лудить, т. е. покрыть алюминиевым порошком. Перед этим ложки сушат при 45—55° в течение 5—6 часов и остужают. |
Источник: “Основы художественного ремесла» под ред. В.А. Барадулина; 1979; М., «Просвещение» |
Рекламные технологии |
Политика и выборы |
Союз шелка и ярких красок Батик (роспись по шелку)- Один из наиболее сложных видов искусства (малейшая ошибка, и вся работа может быть безвозвратно утеряна). Слева от Вас—моя проба; справа—работа мастера. Посетите страничку замечательной девушки Марии, и Вы насладитесь гармонией цвета и шелка >>
|
БАТИК в рекламе Когда-то во времена социалистические именно батик украшал витражи многих магазинов. И технология на самом деле очень устойчивая. Достоинства: 1. Шелк «работает» с обеих сторон, что привлекательно смотрится как с улицы, так и в помещении; 2. Краски стойкие, практически не выгорают; 3. Гармония шелка и ярких красок создают впечатлительную рекламную установку. Новое—это хорошо забытое старое… Выделяйтесь среди конкурентов, используя стильные преимущества художественных творений на шелке! |